Советы психологов

Страница обновлена 15.09.2022. Ответственный за школьный сайт: Власов А.О.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «БИРЮЗА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СЕРГИЕВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Персональная страница специалиста

Шипилова Яна Петровна

 Должность, место работы: педагог – психолог,  ГБУ ЦППМСП  «Бирюза» м.р. Сергиевский

Дата вступления в должность: 29.03.2001г.

Образование: высшее

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет, 2003г., по специальности «Психология».

 Квалификационная категория: высшая

 Место закрепления (по договору):  ГБОУ СОШ с.Сидоровка, ул. Рабочая, д.5

                        График работы (присутственные часы в ОО) 

День недели Присутственные часы Консультации родителей
Вторник 12.30-15.00. 13.00-15.00

Контакты руководителей:

Земскова Наталья Александровна     Воропаева Ольга Геннадьевна
директор ГБУ ЦППМСП «Бирюза»                     директора ГБОУ СОШ
м.р. Сергиевский                                                     с. Сидоровка
тел: 8(846-55) 2-10-50                                              тел: 8(846-55) 5-63-31
эл.почта: cpmss_sergievsk@mail.ru       эл.почта: sidor_sch@samara.edu.ru

Информация размещена по поручению

Директора ГБУ ЦППМСП «Бирюза» м.р. Сергиевский Н.А.Земсковой

Рекомендации родителям «Ребенок выбирает профессию»

Вот, наконец, и пришло то время, когда ваш ребенок стоит на пороге выбора будущей профессии – это интересный момент жизни, и в то же время, как и любой выбор, приносящий волнения, сомнения, переживания и для ребенка, и для родителей. Ваша задача грамотно помочь ребенку в этом не простом деле, ведь выбор должен быть не только осознанным, но и соответствовать интересам и способностям ребенка.

Почему ребенку нужна ваша помощь? Большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения и это естественно, так как вопрос очень важный и принятое решение повлияет на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому, учащемуся очень важно ощущать поддержку и сопричастность со стороны близких, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью.

Но не стоит полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Мы должны помочь им в этом сложном деле, но не осуществлять выбор за них.

Выбор ваших детей можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.

Во-первых, ребёнок должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.

Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда. В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

Как помочь детям минимизировать ошибки в выборе профессии

В чем же может состоять помощь родителей и что важно учитывать:

  1. Очень важно находить время для общения с ребенком по душам, только так вы можете узнать о его мечтах, планах, интересах. При этом, конечно, важна ваша искренняя заинтересованность. Важно не навязывать свое мнение, а предлагать несколько вариантов, не высмеивать мечты ребенка, какими бы нереальными они не были.
  2. Детям очень важен опыт своих родителей. Расскажите, как вы выбирали профессию, чем при этом руководствовались, кто вам помог.
  3. Если вас огорчает профессиональный выбор вашего ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте категорично, это приведет только к конфликту. Действуйте конструктивно: постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор, проанализируйте последствия этого решения (ближние/через 1-2 года) и дальние (через 5-10 лет), положительные и отрицательные). Объясните ребенку, что ответственность за принятое решение будет на нем.
  4. Если ребенок предварительно выбрал для себя профессию, помогите ребенку проанализировать ситуацию по следующей схеме:
    • его внутренние резервы (способности, знания по предметам), внутренние помехи: что есть в ребенке такого, что может помешать осуществлению мечты — состояние здоровья, недостаточные знания, личностные особенности — и возможность преодоления этих помех,
    • внешние благоприятные факторы (наличие поддержки в окружающем мире),
    • внешние неблагоприятные факторы (наличие помех в окружающем мире).
  5. Если старшеклассник не может определиться со своими планами, надо попытаться понять, с чем это связано. Если он только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план,  обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть. Ребенок всегда выбирает только то, что знает, поэтому дайте ему как можно больше информации о различных профессиях, о его возможностях в жизни. Вероятно, для самоопределения ему не хватает именно этих знаний.

6.     Многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить вуз или колледж), и в этом помощь родителей может быть незаменима. Сходите с ним на день открытых дверей в разные образовательные учреждения, изучите имеющиеся у них образовательные направления.

  1. Обсуждая будущую профессию, не зацикливайтесь на одном варианте, рассматривайте разные, так как наличие альтернативы может снизить напряжение и тревогу у ребенка.
  2. Современные юноши и девушки при выборе профессии ориентируются на следующие факторы: престижность профессии, качества личности, присущие представителям этой профессии, принципы и нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. Сейчас, видимо, одним из наиболее важных факторов становится материальный — возможность хорошо зарабатывать в будущем. Объясните, что это, конечно, важно, но если работа не приносит радости, то это сделает жизнь невыносимой.
  3. Предложите ребенку обратиться на консультацию к психологу и пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя — свои личностные качества, способности, склонности.
  4. Помните: самая главная ценность — здоровье и благополучие ребенка. А это возможно лишь тогда, когда требования, предъявляемые к ребенку, соответствуют его способностям.

Удачи вам!

Оказание помощи детям в диагностике и развитии склонностей к профессиям «Человек-человек»

Для решения вопроса о выборе профессии ребёнку необходимо знать о своих индивидуальных особенностях, интересах, склонностях, на основе которых формируются склонности к определенному виду деятельности.

Используя условную систему распределения профессий по типу труда (психолога Е.О. Климова), поговорим о том, как увидеть и развить эти склонности у наших детей.

Профессии «Человек — человек»

К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности,          умения                                        брать

ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми.

Определить склонность ребёнка к профессиям «Человек-человек» можно методом наблюдения. Ребёнок, склонный к данному типу профессий, сам может быть не особо общителен. Главное — это направленность на изучение умонастроения, особенностей поведение людей, образа их жизни и форм активности.

Представители этого типа в школьные годы имеют авторитет среди сверстников, являются помощниками учителей и других взрослых, склонны к руководству группой, коллективом (способны придавать некоторую упорядоченность общественным процессам в зависимости от поставленных целей), пробуют себя в обучении и воспитании животных, людей того или иного возраста, лечении, уходе, защите.

Выявить склонности можно и с помощью психологических тестов самим или у психолога-консультанта. Будьте внимательны к психологическим тестам: часть из них из серии популярной психологии, т.е. непрофессиональные, цель которых — активизация самопознания, а не выдача готового ответа или наклеивание ярлыка.

Если ваш ребёнок выбрал профессию типа «Человек-человек», проанализируйте вместе, обладает ли он профессионально важными качествами для этих профессий:

  1. Отсутствие стремления к общению, трудности в коммуникации даже со знакомыми людьми – повод задуматься. Если есть время для развития коммуникативных навыков – запишите вашего ребёнка на тренинг общения, в противном случае, обсудите вопрос о смене типа профессии. Однако, помните, что общительность – свойство врождённого темперамента и поддаётся развитию путём значительных усилий и тренировок.
  2. Обратите внимание на самочувствие ребёнка после общения: устойчивое, хорошее самочувствие при общении с людьми, доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции – явный признак склонности к данным профессиям.
  3. Развитая речь, умение убеждать, умение владеть мимикой, жестами – профессионально важные качества таких профессий типа «Человек-человек», как юрист, преподаватель, журналист. Если навыков ребёнка недостаточно, запишите его к логопеду, в школу ораторского мастерства.
  4. Помните, многие коммуникативные способности (понимать намерения, помыслы и настроения других людей, умение слушать и слышать и другие) вполне возможно развивать. Главное – желание!

Оказание помощи детям в диагностике и развитии склонностей к профессиям «Человек-техника»

Для решения вопроса о выборе профессии ребёнку необходимо знать о своих индивидуальных особенностях, интересах, склонностях, на основе которых формируются склонности к определенному виду деятельности.

Используя условную систему распределения профессий по типу труда (психолога Е.О. Климова), поговорим о том, как увидеть и развить эти склонности у наших детей.

Профессии «Человек — техника»

К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья.

Определить склонность ребёнка к профессиям «Человек-техника» можно методом наблюдения. Мир видится ребёнком и волнует его, прежде всего, со стороны того, насколько наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой. Более детальные представления здесь, например, такого рода: поверхность земли (леса, пустыни, горы, моря) — это места для прокладки кабелей, возведения сооружений, площади, занятые производственными и жилыми корпусами, где есть тепло и электросети, внутренний транспорт, оборудование.

Ребёнок, склонный к данному типу профессий, имеет реализованные полезные вещественные придумки, усиливающие возможности человека в полезной деятельности, высвобождающие его от рабочих нагрузок и даже превосходящие человека во многих его функциях (силе, быстроте, точности, ловкости, неутомимости не только физических, но и умственных действий).

Представители этого типа в школьные годы пробуют себя в технических кружках, постоянно или время от времени что-то собирают – разбирают, налаживают, регулируют, ремонтируют, демонтируют, т.е. «прилагают руки», избирательно относятся к школьным предметам физико-математического и естественно- научного цикла, интересуются статьями о развитии науки и техники.

Выявить склонности можно и с помощью психологических тестов самим или у психолога-консультанта. Будьте внимательны к психологическим тестам: часть из них из серии популярной психологии, т.е. непрофессиональные, цель которых — активизация самопознания, а не выдача готового ответа или наклеивание ярлыка.

Если ваш ребёнок выбрал профессию типа «Человек-техника», проанализируйте вместе, обладает ли он профессионально важными качествами для этих профессий:

  • точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
  • хорошая координация движений;
  • развитое техническое   и   творческое   мышление   и   воображение                 умение разбираться в чертежах и схемах;
  • умение переключать и концентрировать внимание;
  • наблюдательность;
  • склонность к ручному труду.

Оказание помощи детям в диагностике и развитии склонностей к профессиям «Человек-природа»

Для решения вопроса о выборе профессии ребёнку необходимо знать о своих индивидуальных особенностях, интересах, склонностях, на основе которых формируются склонности к определенному виду деятельности.

Используя условную систему распределения профессий по типу труда (психолога Е.О. Климова), поговорим о том, как увидеть и развить эти склонности у наших детей.

Профессии «Человек-природа»

К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет деятельная, а не созерцательная любовь к природе. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить,

выгуливать, не считаясь с личным временем.

Определить склонность ребёнка к профессиям «Человек-природа» можно методом наблюдения. Мир видится ребёнком с точки зрения условий, в которых нуждаются микроорганизмы, растения, животные. Выделяются и удерживаются в сознании ребёнка многочисленные представления о растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях судьбы чьего-либо живого. И соответствующие представления могут быть сколько угодно детализированы.

Представители этого типа в школьные годы всерьёз интересуются вопросами стерильности воды; режимом питания гриба; участками леса, пораженными вредителями; судьбой урожая; признаками увядания растений; запахами, привкусами плодов, свойственных или несвойственных сорту; породными свой- ствами животных; перспективными направлениями племенной работы; непродуктивными особями; строением (в смысле: устройства) живой системы;

редкими    биологическими    видами    и     спасением     их     от                  уничтожения; рационализированными антропогенно-природными экосистемами; экологической

оценкой    хозяйственных    мероприятий;    экологическим    прогнозом.                  Часто школьники участвуют в олимпиадах по географии, биологии.

Выявить склонности можно и с помощью психологических тестов самим или у психолога-консультанта. Будьте внимательны к психологическим тестам: часть из них из серии популярной психологии, т.е. непрофессиональные, цель которых — активизация самопознания, а не выдача готового ответа или наклеивание ярлыка.

Если ваш ребёнок выбрал профессию типа «Человек-природа», проанализируйте вместе, обладает ли он профессионально важными качествами для этих профессий:

  • развитое воображение, наглядно-образное мышление;
  • хорошая зрительная   память,   точное   восприятие   (особенно                 зрительное), наблюдательность;
  • способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
  • терпение, настойчивость;
  • готовность к работе вне больших коллективов, в трудных погодных условиях.

Оказание помощи детям в диагностике и развитии склонностей к профессиям «Человек — знаковая система»

 Для решения вопроса о выборе профессии ребёнку необходимо знать о своих индивидуальных особенностях, интересах, склонностях, на основе которых формируются склонности к определенному виду деятельности.

Используя условную систему распределения профессий по типу труда (психолога Е.О. Климова), поговорим о том, как увидеть и развить эти склонности у наших детей.

Профессии «Человек — знаковая система»

К этой группе относятся все профессии, связанные с

использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами.

Предметом труда для этих профессий является

информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.

Определить склонность ребёнка к профессиям «Человек-знак» можно методом наблюдения. Мир видится ребёнком с точки зрения упорядоченности, развитости, изученности, учтённости и подсчитанности разнообразных его составляющих. Дерево — цилиндр, диаметр которого уменьшается с высотой, а переплетения корней — надежный фундамент, обеспечивающий такую устойчивость, что даже не всякий ураган его свалит. Поверхность планет изучается с помощью фотографии. Моря, пустыни — то, где можно сориентироваться с помощью астрономии. Вот типичные представления, отношения к миру, ходы мысли.

Представитель этого типа в школьные годы стремится быть в курсе всех событий современности; одним из первых узнавать о достижениях человеческой мысли; изучает иностранные алфавиты; построение математических и химических формул. Цивилизация, культура, история человечества интересны с точки зрения развития письменности, почтовой и иная информационной К подростковому возрасту школьник умеет хорошо ориентироваться, разбираться в условных обозначениях, языковых системах (естественных и искусственных), документах, текстах. Он способен создавать и перерабатывать тексты, документы, таблицы, формулы, перечни, каталоги каких-либо объектов, чертежи, карты, связи.

Выявить склонности можно и с помощью психологических тестов самим или у психолога-консультанта. Будьте внимательны к психологическим тестам: часть из них из серии популярной психологии, т.е. непрофессиональные, цель которых — активизация самопознания, а не выдача готового ответа или наклеивание ярлыка.

Если ваш ребёнок выбрал профессию типа «Человек-знак», проанализируйте вместе, обладает ли он профессионально важными качествами для этих профессий:

  • хорошая оперативная и механическая память;
  • способность длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
  • хорошие переключаемость и распределение внимания
  • точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
  • усидчивость и терпение.

Оказание помощи детям в диагностике и развитии склонностей к профессиям «Человек – художественный образ»

 Для решения вопроса о выборе профессии ребёнку необходимо знать о своих индивидуальных особенностях, интересах, склонностях, на основе которых формируются склонности к определенному виду деятельности.

Используя условную систему распределения профессий по типу труда (психолога Е.О. Климова), поговорим о том, как увидеть и развить эти склонности у наших детей.

Профессии «Человек – художественный образ».

К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной,                                      литературной,

художественной,                                          сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

Определить склонность ребёнка к профессиям       «Человек-искусство»

можно методом наблюдения. Мир видится ребёнком и волнует его прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого-то содержания. Дети выделяют и удерживают в сознании целостности, например, такого рода: художественные стили, гармония цветового решения (картин, архитектурного проекта, оформляемой витрины, театральной декорации), чувства подаренной людям красоты, пульс дня, сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформление театрального представления, фразировка (музыкального материала), симфоническое звучание, отклонения от темпа и пр.

Представитель этого типа в школьные годы представляют цивилизацию, культуру, историю человечества как множество достижений художественного толка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) — образцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; кони Клодта на мосту через Фонтанку; лаковые миниатюры мастеров Палеха, славящиеся во всем мире, и т.п. Дети с малых лет заметны, посещают учреждения дополнительного образования, где совершенствуют свои навыки, выступают на детских концертах, вечерах.

Выявить склонности можно и с помощью психологических тестов самим или у психолога-консультанта. Будьте внимательны к психологическим тестам: часть из них из серии популярной психологии, т.е. непрофессиональные, цель которых — активизация самопознания, а не выдача готового ответа или наклеивание ярлыка.

Если ваш ребёнок выбрал профессию типа «Человек-искусство», проанализируйте вместе, обладает ли он профессионально важными качествами для этих профессий:

  • художественные способности, развитые эстетические чувства;
  • развитое зрительное восприятие, наблюдательность, зрительная и музыкальная память;
  • наглядно-образное мышление, творческое воображение;
  • знание законов эмоционального воздействия на людей;
  • нестандартное мышление;
  • креативность.

Важно вовремя выявить склонности, развивать их. Профессиональный путь в сфере «Человек – художественный образ» не мыслим без выраженных способностей, так, умение рисовать не делает из человека дизайнера. Необходимы развитые эстетические чувства, креативность, нестандартное мышления.

Способы стимулирования детей к изучению современных

тенденций рынка труда

Бывает, что ребёнок совсем не задумывается о будущей профессии. Родителей его ответ «Не знаю» на вопрос «Кем ты хочешь стать?» огорчает, если не бесит, особенно, если подросток ничем особо не занят, кроме компьютера. Сохраняйте спокойствие! Ваши эмоции ещё больше отпугнут его, нарушат

доверие между вами. Лучше поделитесь вашей тревогой за неопределённое будущее подростка и разговаривайте, разговаривайте, разговаривайте.

Если же ваш ребенок совсем не знает и не может представить свое будущее, а вот уже скоро нужно будет подавать документы на поступление, попробуйте вместе с ним рассмотреть преимущества тех или иных профессий, «примерить» их на себя.

Разговоры дома о вашей работе (от плюсов до минусов) помогут ребёнку вникнуть в трудовые отношения, трудовой процесс. Неплохо, если ваш ребёнок побудет на вашем рабочем месте (а также у знакомых и родственников). Конечно, ребёнок ходит на экскурсии на предприятия города, но знать «кухню» изнутри ему будет тоже полезно. Это поможет если не выбрать профессию, то направить ребенка в правильное русло, озадачить его вопросом выбора профессии.

Оказывайте ребёнку поддержку, демонстрируйте веру в его способность правильного выбора, не давите! Ваша уверенность и уважение сделают своё дело.

Принимая решение о выборе профессии, месте работы, планируя про- фессиональную карьеру, важно знать ситуацию на рынке труда и рынке профессий в данный момент и предполагать ее расклад в будущем, иначе человек рискует столкнуться с переизбытком специалистов и, следовательно, высокой конкуренцией.

Для   лучшей   ориентации   на   рынке   труда,   познакомьтесь   со          статьёй

«Современный рынок труда», адресованный учащимся гимназии.

Знакомство с востребованными специалистами, их профессионально важными качествами, требованиями работодателей к работникам, может подстегнуть вашего ребёнка к работе над собой, выбору нужного спецкурса в школе.

Изучение рынка труда вполне возможно с помощью интернета. Познакомьтесь вместе с ребёнком с сайтами центров занятости, просмотрите каталог вакансий,  почитайте мнение специалистов, работающих в этой сфере. Ваш искренний интерес и поддержка помогут вашему ребёнку в вопросе выбора профессии.

Однако общих предположений о тенденциях на рынке труда недостаточно, необходимо также проводить анализ местного рынка труда, знать на каких специалистов есть хороший спрос, какие к ним предъявляются требования, какая предполагается оплата труда.

Влияние родителей на отношение ребенка к себе

Наше мнение о себе, наша самооценка играет важную роль в становлении личности. Взрослые еще могут как-то защититься от критики со стороны других людей, не снизив самооценки. А ребёнок? Он раним и чувствителен. И решающее влияние на его отношение к себе оказывают самые близкие люди — его родители. С первых дней жизни ребёнок усваивает отношение матери к себе, формируя образ себя как «хорошего» или «плохого».

Ребёнок с позитивным самоотношением — уверен в себе, понимает, принимает и уважает себя. В поведении он независим, манера выражения уверенная.

Таким образом, принимающее, т.е. внимательное, уважительное отношение родителей к ребёнку способствует самопринятию ребёнка, отвергающее же – неприязненное, неуважительное, пренебрегающее – отношение приводит к неприятию им самого себя, переживанию им своей малоценности и ненужности.

У подростков с адекватной самооценкой родители строги, но последовательны. Они требуют, чтобы их ребенок много знал и умел, рос отзывчивым и честным, но в то же время проявляют достаточную гибкость и при определенных обстоятельствах допускают исключения из правил. В таких семьях теплота отношений сочетается со строгой дисциплиной. Здесь проявляют взаимопонимание и привязанность.

Родители подростков с низкой самооценкой часто непоследовательны в своих

ожиданиях и методах воспитания: слишком многое запрещают или чрезмерно критично относятся к детям. Неуверенность у ребёнка формируется, даже если такое поведение демонстрирует один из родителей.

У подростка появится адекватная самооценка только в том случае, если родители заботятся и проявляют к нему интерес.

Влияние родителей на формирование уверенности детей

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был успешным, уверенным в себе. Родитель готов тратить на это много денег и сил. Часто в повседневной гонке мы забываем о самом главном в воспитании — отношении к детям. Самые близкие люди —

родители — оказывают решающее влияние на отношение ребёнка к себе, его самооценку.

Рекомендации родителям

  1. Не стоит оберегать ребёнка от решения повседневных дел, решая за него проблемы. Пусть ребёнок выполняет доступные ему задания и получает удовольствие от сделанного.
  2. Поощряйте ребёнка, когда он этого заслуживает, но не перехваливайте его. Похвала должна быть соизмерима с поступком.
  3. Поощряйте в ребёнке инициативу. В то же время поощряйте и других детей в его присутствии, подчеркнув достоинства другого, покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого.
  4. Сравнивайте ребёнка с самим собой, но не с другими.
  5. Чаще создавайте ситуацию успеха, чтобы ребёнок получал удовольствие, верил
  6. в свои силы и стремился к достижениям.
  7. Больше внимания уделяйте базовым потребностям, без которых не может сформироваться способность адаптироваться к новым условиям и адекватная самооценка.
  8. Будьте внимательны к ребёнку, принимайте его таким, каков он есть. Показывайте ему свою любовь (прикасайтесь к нему, обнимайте, целуйте). Помните, что «недолюбленные» дети отстают в развитии.
  9. Будьте последовательны в своих начинаниях!
Как помочь ребенку. Станет ли школа для вашего ребенка источником отрицательных эмоций или источником знаний, во многом зависит от вас, уважаемые родители. Какие же трудности могут подстерегать ребенка в школе? Прежде всего, нужно уяснить, что характер проблем зависит от возраста школьника. Объединяет их только одно – необходимость внимательного и серьезного отношения к ним со стороны родителей и важность их правильного решения. · Первый раз в первый класс · Помощь первоклассникам · Помощь при переходе в среднюю школу · Мы уже старшеклассники · Отношения в семье ученика чаще всего не видны педагогу и уж ,конечно, в редчайших случаях являются объектом его коррекции. Так оно, конечно, и должно быть. Семья – коллектив интимный, и вскрывать отношения, ставить диагноз, как правило, просто неэтично. Но семейные отношения между супругами, между родителями и ребенком – наиболее значимые факторы воспитания. Поэтому опытный педагог, хорошо зная характер своего ученика, может догадываться о многом, что происходит в семье, о том, как там строятся взаимоотношения. Часто возникает желание помочь подростку наладить отношения с родителями.
Экзаменационный стресс.
Классические симптомы «экзаменационного стресса» следующие: бессонница, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс, дрожь в конечностях и т.д. Проведенные исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и другие. Мы должны уметь преодолевать свой страх и уметь помочь себе смягчить «экзаменационный стресс».
Первый раз в первый класс.
Итак, ребенок пошел в первый класс – это не только радостное волнение, но и стресс, вызванный необходимостью налаживания новых контактов с незнакомыми ребятами, учителем, а также привыканием к самому процессу учебы. Попадая в школу, ребенок оказывается менее снисходительном, а значит, более требовательном и жестком мире, теперь ему самому приходится разбираться в своих отношениях с учителями и сверстниками. Поэтому первое время родителям следует внимательно наблюдать за эмоциональным состоянием ребенка, его настроением. Глубина проблемы прямо пропорциональна ухудшению его эмоционального состояния. Если ваш ребенок замыкается, старается сменить тему Разговора при расспросах о школе или, еще хуже, молчит, как партизан на допросе, значит, вы уже упустили начальную стадию проблемы. Сразу хочется сказать, что решение вопроса в духе «пускай сам учится разбираться и решать свои проблемы» неправильно. И неправильно здесь не «учиться», а «сам». И уж тем более не нужно идти в школу и устраивать там разгон. Вы рискуете нажить вашему ребенку врагов в лице учителей и администрации школы. Вы-то пришли и ушли, а ему там учиться. Важно научить ребенка самостоятельно справляться с проблемами. Наиболее распространенными трудностями, с которыми сталкивается ребенок в начальной школе, являются: · неспособность справляться с учебной нагрузкой; · враждебное отношение педагога; · смена коллектива; · неприятие ребенка школьным коллективом. Что же можно предпринять для решения вышеперечисленных проблем?
Помощь первоклассникам. Первым делом нужно обязательно вызвать ребенка на откровенный разговор, чтобы выяснить суть проблемы. Объясните ему, что вы всегда на его стороне. Даже если окажется, что он неправ, вы не будете его ругать, не отмахнетесь со словами: «Сам натворил, сам и расхлебывай», а разберете ситуацию и поможете понять, в чем состоит его ошибка и как исправить положение. Важно, чтобы ребенок всегда был уверен, что даже если вы не одобряете некоторые поступки, все равно его любите и принимаете несмотря ни на что. Например, не нужно скрывать от ребенка, что вы расстраиваетесь, когда он получает плохие отметки, недостаточно уделяет внимания учебе, проявляет мало старания и т.п., но при этом дайте ему почувствовать, что несмотря на это вы верите в него, всегда готовы ему помочь и вместе радоваться успехам. Плохая успеваемость ребенка может быть связана с его индивидуальными особенностями, например, неусидчивостью, невнимательностью, неумением концентрироваться, быстрой утомляемостью. В этом случае целесообразно обратиться за помощью к специалистам, чтобы выяснить истинную причину и подобрать программу коррекции. В школе есть психолог, который может помочь вашему ребенку или посоветовать какой-нибудь специализированный центр.
Неспособность ребенка справляться с учебной нагрузкой может быть обусловлена и наличием других школьных проблем, например, конфликта с учителем. В этом случае важно выслушать обе стороны, и если ребенок прав, защищать и отстаивать его интересы. Если же конфликт уладить мирным путем не удалось, лучше всего поменять класс, школу, иначе ваш ребенок останется один на один с проблемой – ведь не сядете же вы вместе с ним за парту. Необходимость привыкать к новому коллективу также является проблемой для многих детей, особенно для тех, у кого не было опыта общения со сверстниками в детском саду.
Очень важно, чтобы начало школьной жизни совпало с появлением новых друзей. Как говорится, вместе легче преодолевать трудности. Неприятие ребенка одноклассниками переносится очень болезненно. Как правило, в классе есть неформальный лидер, который в целях самоутверждения настраивает остальных ребят против кого-либо и своим примером показывает, что этого мальчика или девочку можно безнаказанно дразнить и обижать. Если вдруг в роли «изгоя» оказался ваш ребенок, попробуйте вместе проанализировать ситуацию: может быть, вам удастся выявить причину такого отношения. Объясните сыну или дочери, как нужно говорить с обидчиком: без заискивания, твердо, но и без агрессии.
 Если ребенок решит проблему «сам», то поднимется его самооценка и, несомненно, возрастет авторитет в классе. Если же он боится вести такие переговоры, не заставляйте его «вырабатывать характер», а беритесь за дело сами. Обратитесь к учителю и вместе с ним по-доброму поговорите с обидчиком. Может быть, это придется сделать даже несколько раз. Пусть ребенок также обязательно поучаствует в разговоре. Ваш авторитет взрослого, авторитет учителя, ну и, наконец, тот факт, что проделки обидчика стали известны взрослым, сделают свое дело, и отношение к вашему ребенку изменится.
 Помощь при переходе в среднюю школу.
 После окончания начальной школы жизнь ученика становится гораздо более насыщенной событиями: добавляются новые предметы, увеличивается количество учителей. Разные методики преподавания, разные требования – значит, снова адаптация, снова стресс. Конечно, ваш ребенок вырос, привык к школе, освоился в своем классе, но все-таки будьте повнимательнее, ведь именно после окончания начальной школы дети начинают хуже учиться. Нужно им помочь вниманием, контролем. Сходите в школу к тем учителям, по предметам которых наблюдаются трудности, и выясните мнение учителей по этому поводу. И, конечно, посоветуйтесь с самим ребенком. Пусть он тоже участвует в «воспитательном процессе»: думает, анализирует, проявляет самостоятельность.
 Если под вашим чутким руководством он «сам» разберется со своими проблемами, опять-таки это повысит его самооценку. Не забывайте, что переход в среднюю школу совпадает с началом подросткового периода. Именно в этом возрасте учеба отходит на второй план ( а то и вовсе забрасывается), а на первый выступает общение со сверстниками. Бесполезно и даже вредно запрещать подростку общаться с его друзьями.
Авторитарное заявление родителей: «Не пойдешь гулять, пока не сделаешь все уроки», повлечет за собой лишь отвращение к учебе. Только терпение и такт, внимание, поддержка, искреннее проявление заинтересованности жизнью ребенка, его школьными проблемами помогут в этот нелегкий период. Любовь и внимание обычно рождают такие же ответные чувства: ребенку будет тяжело огорчать вас.
Действуя тонко, не злоупотребляя доверительными отношениями, можно корректировать поведение подростка. Ведь именно теперь у вашего сына или дочери возникает огромное желание совершать самостоятельные поступки, но главная проблема этого возраста – «хочу все делать сам, но мало что умею». Часто неразумные родители пытаются оградить свое драгоценное чадо от всех трудностей, что только прибавляет проблем в дальнейшем. Дайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, пусть он почувствует, что значит быть взрослым. Контроль ослаблять не стоит, но осуществлять его нужно незаметно, как бы исподволь.
 Мы уже старшеклассники.
Ваш ребенок уже повзрослел, отношение к учебе стало более серьезным и осмысленным, возникает проблема выбора будущей профессии, учебного заведения. Однако в этом возрасте возможны конфликты с учителями и одноклассниками на почве самоутверждения, а также по поводу «любовных треугольников». Не обижайтесь, если ребенок не очень-то торопится с вами откровенничать.
 Интимные проблемы доверяют только очень близким друзьям, а если вы не входите в число таковых, то это ваш промах. Не бойтесь проявлять свои эмоции. Объясняйте ребенку, что если вы проявляете беспокойство, нервозность, гнев, наконец, — это оттого, что вы его любите: значит, вам не наплевать на то, что с ним происходит. Обязательно радуйтесь вместе с ним его победам, хвалите даже за незначительные, на ваш взгляд, успехи. Ведь вы, возможно, и не подозреваете, какой ценой далась ему эта победа.
Главное, чтобы ваши эмоции были настоящими, а не наигранными. Если родители постоянно искренне интересуются своим ребенком, его школьными проблемами, то, скорее всего, никаких «проблемных» периодов в его жизни просто не возникнет: все проблемы будут решаться вовремя.
 Как помочь подростку подружиться с родителями.
Отношения в семье ученика чаще всего не видны педагогу и уж ,конечно, в редчайших случаях являются объектом его коррекции. Так оно, конечно, и должно быть. Семья – коллектив интимный, и вскрывать отношения, ставить диагноз, как правило, просто неэтично. Но семейные отношения между супругами, между родителями и ребенком – наиболее значимые факторы воспитания. Поэтому опытный педагог, хорошо зная характер своего ученика, может догадываться о многом, что происходит в семье, о том, как там строятся взаимоотношения. Часто возникает желание помочь подростку наладить отношения с родителями. Предлагаю классному руководителю методическую разработку двух занятий с детьми подросткового возраста (7-9-е кассы). Однако, это возможно при условии, что между проводящим занятие и учениками, достаточно доверительные отношения.
 О чем молчат родители?
Так для подростков формулируется тема этих двух занятий. Их своеобразие заключается в том, что значительная часть заданий переносится в семью в виде домашнего задания, выполняемого в тесном общении с родителями. Итак, на первом занятии подростки получат от ведущего конкретную инструкцию по составлению трех списков.
ПЕРВЫЙ СПИСОК составляется родителями по просьбе сына или дочери. Когда родители относительно свободны от домашних дел и настроение у них не очень мрачное, подросток должен попросить папу или маму составить список пожеланий и советов. Что же ребенок должен попросить их перечислить в этом списке? В первую очередь, это серьезные пожелания по организации его жизни, по воспитанию характера, каких-либо привычек: наиболее актуальные советы на сегодняшний день. Списки составляются каждым родителем отдельно. Подростку нужно настроить их на серьезный лад и попросить высказать свои пожелания и советы как можно более полно. Положительными моментами составления указанного списка родителями являются, во-первых, снятие эмоционального напряжения у них по отношению к сыну или дочери, а, во-вторых, возможность полностью высказать свое мнение. Подросток же имеет возможность спокойно разобраться, что из написанного родителями действительно достойно внимания, а чем можно и пренебречь.
ВТОРОЙ СПИСОК пишет сам подросток. В нем он перечисляет то, о чем, на его взгляд, могли ему рассказать родители. А, главное, что бы он сам хотел от них услышать. Ведь были же родители когда-то сами подростками, и у них тоже было немало проблем в этом возрасте! Чтобы помочь подростку составить этот список, ведущий занятие дает примерный перечень проблем. О мечтах. О чем мечтали родители в твоем возрасте? О чем мечтают они сейчас? ( Важны именно мечты, а не простые планы). О страхе. Чего или кого родители по-настоящему опасаются? Как они переживают чувство страха? О зависти. Кому и почему завидуют родители? Об идеалах мужчины и женщины в глазах родителей. Соответствуют ли этим идеалам они сами? ( Желательно, чтобы эти вопросы обсуждались подростком с каждым из родителей в отдельности). О ненависти. Кого и за что родители ненавидят? Как они переживают эти чувства? О любви. Как родители понимают и чувствуют любовь? Как они относятся к сексу? ( Желательно раздельное обсуждение) . Данные проблемные вопросы предлагаются учащимся с оговоркой, что можно исключить из них неподходящие и добавить какие-либо свои, учитывая особенности родителей. Можно посоветовать подросткам подойти к родителям и показать составленный список, выбрав для этого удобную минуту. Возможно, его обсуждение выльется в интересную, откровенную беседу. Может быть, родители давно хотели поговорить с ними на эти темы, просто текучка повседневной жизни не всегда располагают к таким откровениям: нет времени, подходящей ситуации.
 Составляя ТРЕТИЙ СПИСОК, подросток перечисляет все то, о чем родители, по его мнению, ничего не знают. Чтобы включить подростка в эту работу, ведущий предлагает примерные вопросы: что творится сегодня в рок-музыке? Как в один миг заработать «кучу» денег? Как следуют одеваться подростку? И т.д. Обсуждение результатов. На следующем занятии, которое целесообразно провести примерно через неделю после первого, результаты обрабатываются и обсуждаются. Итак, у подростка на руках три составленных списка. Педагог просит подчеркнуть в этих списках действительно важное, волнующее, представляющее интерес для него самого.
 Если почти все подчеркнутое попало в ПЕРВЫЙ СПИСОК, можно считать, что отношения подростка с родителями отличные, какие-либо проблемы здесь практически отсутствуют.
Все, что родители рассказывают своему ребенку, воспринимается им как очень важное, интересное и лично необходимое. Если подчеркиваний больше во ВТОРОМ СПИСКЕ, то родители, в принципе, готовы к обсуждению волнующих подростка проблем, но их надо подтолкнуть к этому. Хорошим стартом для совместного обсуждения интересующих вопросов является показ отцу или матери (нужно выбрать самостоятельно, с кого начать) окончательных результатов данного «психологического исследования».
Если же большая доля подчеркнутого попала в ТРЕТИЙ СПИСОК, то в отношениях между подростком и родителями могут быть большие сложности. Большинство нравоучений практически не воспринимается подростком. Поскольку ученик во время занятий не показывает списки никому, в том числе и педагогу, то информация о результатах обследования воспринимается ребенком индивидуально и остается в тайне от других присутствующих. Но, если у вас доверительные отношения с детьми, обязательно пригласите их на добровольную консультацию. Индивидуальная беседа по результатам этого занятия может помочь подростку разрешить его проблемы с родителями, а педагогу дает полезную информацию для воспитания ученика. В случае заявления учащегося, что полученные результаты не соответствуют существующим отношениям в его семье, также пригласите подростка на индивидуальную консультацию. Как правило, такое обсуждение становится для подростков содержательной и полезной беседой. Достаточно ясно, что ценность этих занятий не в «диагностическом» результате, а в самом процессе выполнения заданий. Они помогают родителям и подросткам повернуться лицом друг к другу, услышать друг друга.
 Как улучшить психологический климат в классе.
Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности учебно-воспитательной работы в классе.
Психологический климат в классе зависит не только от классного руководителя, учителя, на него влияют организация учебной деятельности, качество учебников, питание и здоровье учащихся, их обучаемость и способности. Существуют не менее важные стороны жизнедеятельности класса, его психологического климата, которые почти целиком определяются руководителем.
 1. Организация общих коллективных дел, совместных переживаний: коллективные поздравления с днем рождения учащихся; выражение искреннего сочувствия от имени класса в дни печальных событий, болезни, неудачи; совместные поездки-экскурсии по памятным местам, походы; совместное посещение концертов, спектаклей; совместное проведение праздничных дней.
2. Умение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учащимися.
 А)Верный сигнал вашей доброжелательности – добрая улыбка, приветливость. К доверию располагает, если вы не подчеркиваете разницы в социальном статусе, возрасте между собой и учеником, высказываете свои соображения доброжелательно, в форме совета, умеете внимательно и заинтересованно слушать учащихся.
 Б) Учитывайте индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.
 В) Умейте выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.
Г) Относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможность того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.
Д) Старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.
 Е) Критика по форме и по содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержанны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него. Все это помогает создавать положительный психологический климат в классе.
Экзаменационный стресс.
 Классические симптомы «экзаменационного стресса» следующие: бессонница, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс, дрожь в конечностях и т.д. Проведенные исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и другие. Мы должны уметь преодолевать свой страх и уметь помочь себе смягчить «экзаменационный стресс». Оптимальный режим работы и питания во время сдачи ЕГЭ.
При подготовке к экзаменам следует, во-первых, равномерно распределить учебный материал на все время подготовки, а во-вторых, оптимальным образом организовать свой быт, так чтобы в нем не было ночных занятий, злоупотребления кофеином, а также было время для физической активности. В период подготовки к экзаменам не стоит радикально менять свой режим дня, т.к. резкая смена привычного образа жизни плохо «вписывается» в налаженные биологические ритмы. Поэтому желательно сохранить привычный ритм сна и бодрствования.
 Не рекомендуется усиливать нагрузку за счет сна, потому что сон не только снимает умственную усталость, но и играет важную роль в механизмах памяти. Именно во время сна происходит перевод информации, полученной за день, из оперативной в долговременную память. Во время подготовки к экзаменам помимо ночного сна желательно ввести в распорядок дня кратковременный (1,5-2 часа) дневной сон. Чередование умственной и физической нагрузки. Наиболее оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с 15-минутными перерывами между ними, для того чтобы подвигаться. Можно даже потанцевать, стараясь задействовать все группы мышц для усиления кровообращения в организме. Вечером желательна прогулка на свежем воздух, чтобы обеспечить активную вентиляцию легких и насыщение организма кислородом.
Питание.
Во время интенсивной умственной работы рекомендуется 4-5 разовое питание. Оно должно быть средней калорийности, с достаточным количеством белков, витаминов, а вот избыток животных жиров и крахмал нежелателен. Важно в рацион внести побольше овощей и фруктов. И, конечно же, можно побаловать себя чем-то очень вкусным, так сказать поощрить себя.
Психологическая подготовка к экзаменам.
Заключается в создании функционального оптимального состояния, позволяющего наилучшим образом продемонстрировать свои знания, а также свети к минимуму вред своему здоровью, наносимый сдачей экзаменов. Как преодолеть волнение перед экзаменом?
 — Будьте уверены в себе, вы готовились и тщательно изучили материал.
 — Рассматривайте экзамен, как возможность показать свои знания и получить вознаграждение

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.